Новый учебный год. Это значит впереди новые события, новые дела, новые
успехи, новые волнения. А что если со сменой календаря не происходит никаких
существенных перемен? «И повторяется все, как встарь…»
Повторяются школьные звонки, уроки,
мероприятия, конфликты, противостояния, недовольство, усталость,
раздражительность… И самое главное- с новым учебным годом вернутся старые
проблемы.Нерешенные вчера, сегодня они
снова дадут о себе знать. Среди таких проблем - здоровье ученика. Здоровье
нации, здоровый образ жизни, здоровая личность- слова, которые часто
произносятся сегодня в нашем обществе. Мы неоднократно слышим, что в
оздоровлении нуждаются наше государство, экономика, политические отношения,
социальные институты, люди. Школы ( и вообще система образования ) тоже
страдают хроническими заболеваниями. Одни- звездностью, другие- инфантилизмом, третьи-
агрессивностью, четвертые- нервным перенапряжением…
Реально ли в условиях духовно-нравственного кризиса общества создать
образовательное учреждение, в котором личность не подвергалась бы необратимой
деформации : можно ли остаться здоровым в инфицированной среде?
И что такое вообще- « здоровое » образование?
А что такое « здоровая » школа?
Наверное это такое учреждение, в котором труд и учеба радостны, в котором
нет физического и психологического насилия, в которомисключается варварское вторжение в личность.
Это дом, где жизнь организована природосообразно, на принципах сосуществования
и сотрудничества, на основе здоровьесберегающих технологий. Это место, где
человек не чувствует себя неполноценным, одиноким и покинутым.
На сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, оказывающих
влияние на качественную сторону работы школ. Среди таких можно назвать проблему
предметно-пространственной среды (наличиеспециально приспособленных помещений), проблему кадрового и программного
обеспечения, проблему организации жизнедеятельности коллектива класса в целом,
и многие другие.
Все эти проблемы по смыслу можно объединить в один вопрос- как в современной
школе организовать жизнь и деятельность целого дня так, чтобы в ней было хорошо
и комфортно ребенку, чтобы он не просто был под присмотром, а полноценно жил и
развивался?
Отличительной чертой организации целого дня проживания в школе-интернате
является комплексный подход в решении учебно-воспитательных, оздоровительных и
развивающих задач, основанный на сочетании обязательных видов и форм деятельности
со свободно избираемыми учащимися по степени предпочтения, в соответствии со
своими потребностями.
Специфику школ-интернатов санаторного типа составляет организация
круглосуточного проживания детей, организация педагогической и оздоровительной
структур в которую входит наличие необходимой медицинской и учебно-материальной
базы для пребывания детей в школах-интернатах санаторного типа ( подготовка
специализированных помещений: учебных и игровых комнат, помещений для уроков
ЛФК, спален, школьной библиотеки, изолятора, специализированного медицинского
блока ). А также осуществления режима дня и качества мероприятий по охране
здоровья учащихся ( лечебные процедуры, уроки лечебного плавания, уроки ЛФК,
классные часы на тему здорового образа жизни, полноценное питание, прогулки,
сончас и др.)
В этом плане на образование, как целостную государственную структуру,
обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения
физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения
.
В нашей стране уже давно создана хорошо функционирующая сеть специальных
школ для категории детей с отклонениями в развитии. Возникла и сеть
школ-интернатов для детей больных сколиозом.
СКОЛИОЗ- это довольно широко
распространенное заболевание, связанное сдеформацией позвоночника и грудной клетки. Специальные
школы-интернатыобеспечивают детямне только всестороннюю медицинскую помощь, но
и дают им то же образование и воспитание, что и обычная школа.
В данной квалификационной работе речь пойдет об использовании здоровьесберегающих
технологий в процессе воспитания младших школьников в условиях реабилитационного
пространства школы-интерната № 2 санаторного типа «Сколиоз».