Здесь представлены материалы по гражданско-патриотическому направлению для обсуждения на классном часе; можно просто прочитать вместе с детьми и осудить прочитанное.
Воспитательная концепция здорового образа жизни школьников младших классов.
Воспитательная концепция здорового образа жизни школьников младших классов.
Разработал воспитатель школы-интерната №60(vвида) Захарова Т.Н.
г. Москва «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепим и здоровым». Ж.Ж Руссо
Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни - это система общественных и индивидуальных мероприятий и взаимоотношений в обществе, обеспечивающих высокое физическое и духовное здоровье, долголетие, здоровую наследственность, широкие функциональные возможности организма в решении трудовых, социально-бытовых, общественных и индивидуальных возможностей, а также поддерживающих высокую культуру труда, быта и взаимоотношений с обществом и природой. «Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время. Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность. Цель концепции: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни. Задачи: познакомить с формами активного отдыха и их влиянием на здоровье человека; учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек. Формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты: -соблюдение режима дня, -личную гигиену, правильное питание, -организацию свободного времени, -занятия физическими упражнениями, -здоровые привычки. Для достижения поставленной цели я определила задачи: Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся в воспитательном процессе. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни. При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы: -беседы: «К нам приехал Мойдодыр!» «Путешествие по городу Здоровейску» «Советы доктора Айболита» «Если хочешь быть здоровым» «Я и мое здоровье» «Режимные моменты моей жизни» «Одеваюсь по погоде» «Посеешь привычку - пожнешь характер» «Я - мальчик. Я - девочка.» «Чистая планета - залог здоровья» -чтение и обсуждение произведений художественной литературы, пропагандирующих ЗОЖ : «Русские народные сказки» «Что такое хорошо, что такое плохо?» Рассказы Носова -ролевые игры, конкурсы загадок о ЗОЖ -подвижные игры на воздухе ,веселые старты, спортивные эстафеты -конкурсы рисунков и стихотворений о ЗОЖ -трудовое воспитание: уход за комнатными растениями уборка спален и класса уход за цветами на пришкольной территории -практические гигиенические занятия ,профилактика травматизма -игры и беседы с использованием знаний ПДД и противопожарной безопасности -постоянный контроль за произношением звуков, проведение логопедической (артикуляционной) гимнастики, разучивание скороговорок -работа с родителями(индивидуальная и на родительских собраниях): «Режим дня школьника» «Учите детей беречь здоровье» «Родители в ответе за детские шалости» «Ребенок учится тому ,что видит у себя дома» «Положительные и отрицательные эмоции» «Разговор на трудную тему: не допустите беды»(профилактика вредных привычек) -создание традиций воспитательной группы(праздники внутри группы, дни рождения детей, физкультминутки) -активное участие детей в общешкольных мероприятиях Достижения науки и техники все больше отодвигают на второй план физический труд, отдавая предпочтение умственной работе с ее сложными психоэмоциональными нагрузками. Мозг, сердце, сосуды человека вынуждены работать с несравненно большим напряжением, чем его мышечная система, составляющая около 40% всего тела. Нарушенный нормальный физиологический баланс жизнедеятельности организма человека порождает все новые недуги, ограничивающие его жизнедеятельность. Люди не хотят болеть и преждевременно стареть, они ищут наиболее эффективные средства сохранения высокой работоспособности. Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка. В настоящее время забота о ЗОЖ становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно поэтому человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность. Для этого важно правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения и не иметь вредных привычек. Данная концепция помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.