Воскресенье, 28.05.2017, 00:27

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитательная концепция здорового образа жизни школьников младших классов.
Воспитательная концепция
здорового образа жизни школьников младших классов.

Разработал воспитатель школы-интерната №60(vвида)
Захарова Т.Н.

г. Москва
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным
сделайте его крепим и здоровым».
Ж.Ж Руссо

Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.
У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни - это система общественных и индивидуальных мероприятий и взаимоотношений в обществе, обеспечивающих высокое физическое и духовное здоровье, долголетие, здоровую наследственность, широкие функциональные возможности организма в решении трудовых, социально-бытовых, общественных и индивидуальных возможностей, а также поддерживающих высокую культуру труда, быта и взаимоотношений с обществом и природой.
«Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.
Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.
Цель концепции: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: познакомить с формами активного отдыха и их влиянием на здоровье человека; учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек. Формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты:
-соблюдение режима дня,
-личную гигиену, правильное питание,
-организацию свободного времени,
-занятия физическими упражнениями,
-здоровые привычки.
Для достижения поставленной цели я определила задачи:
Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся в воспитательном процессе.
Формировать мотивацию к здоровому образу жизни.
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:
-беседы:
«К нам приехал Мойдодыр!»
«Путешествие по городу Здоровейску»
«Советы доктора Айболита»
«Если хочешь быть здоровым»
«Я и мое здоровье»
«Режимные моменты моей жизни»
«Одеваюсь по погоде»
«Посеешь привычку - пожнешь характер»
«Я - мальчик. Я - девочка.»
«Чистая планета - залог здоровья»
-чтение и обсуждение произведений художественной литературы, пропагандирующих ЗОЖ :
«Русские народные сказки»
«Что такое хорошо, что такое плохо?»
Рассказы Носова
-ролевые игры, конкурсы загадок о ЗОЖ
-подвижные игры на воздухе ,веселые старты, спортивные эстафеты
-конкурсы рисунков и стихотворений о ЗОЖ
-трудовое воспитание:
уход за комнатными растениями
уборка спален и класса
уход за цветами на пришкольной территории
-практические гигиенические занятия ,профилактика травматизма
-игры и беседы с использованием знаний ПДД и противопожарной безопасности
-постоянный контроль за произношением звуков, проведение логопедической (артикуляционной) гимнастики, разучивание скороговорок
-работа с родителями(индивидуальная и на родительских собраниях):
«Режим дня школьника»
«Учите детей беречь здоровье»
«Родители в ответе за детские шалости»
«Ребенок учится тому ,что видит у себя дома»
«Положительные и отрицательные эмоции»
«Разговор на трудную тему: не допустите беды»(профилактика вредных привычек)
-создание традиций воспитательной группы(праздники внутри группы, дни рождения детей, физкультминутки)
-активное участие детей в общешкольных мероприятиях
Достижения науки и техники все больше отодвигают на второй план физический труд, отдавая предпочтение умственной работе с ее сложными психоэмоциональными нагрузками. Мозг, сердце, сосуды человека вынуждены работать с несравненно большим напряжением, чем его мышечная система, составляющая около 40% всего тела. Нарушенный нормальный физиологический баланс жизнедеятельности организма человека порождает все новые недуги, ограничивающие его жизнедеятельность. Люди не хотят болеть и преждевременно стареть, они ищут наиболее эффективные средства сохранения высокой работоспособности.
Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка.
В настоящее время забота о ЗОЖ становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно поэтому человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность. Для этого важно правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения и не иметь вредных привычек.
Данная концепция помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Категория: Мои статьи | Добавил: zaharova (04.06.2012)
Просмотров: 962 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]