Час общения по теме «Культура речи» для учащихся 4-5 классов
«Вмиг по речи те спознали…»
Задачи: помочь учащимся овладевать этикетными средствами речи; формировать умение правильно формулировать свои мысли; расширять словарный запас, развивать речь.
Подготовительная работа: перед проведением практикума украсить класс – выставка книг о языке: К. Чуковский «Живой как жизнь»; Д.Э. Розенталь «Культура речи» и др.
1 этап «Речь и этикет».
В-ль выясняет, что такое речь, для чего она существует, как понимать слово «этикет» (совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям; обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда – «Словарь по этике»).
Класс разбивается на творческие группы. Каждой группе предлагается задача: разработать модель речевого поведения в предложенной ситуации. Например:
1. Ваши часы остановились. Как правильно задать вопрос прохожему, чтобы узнать время?
2. Как обратиться к продавцу, чтобы узнать стоимость нужного товара?
3. Вам необходимо срочно что-то выяснить у учителя, а он беседует с директором школы. Ваши действия?
4. Мама идет домой, поднимается по лестнице в квартиру. В руках у неё дамская сумочка и пакеты с продуктами. Как встретить маму и нужно ли это делать? Ваши действия?
Каждая группа инсценирует ситуацию, идет её обсуждение всеми учащимися. В-ль обобщает, подводит итоги.
2 этап игра «Чей портфель тяжелее?».
Каждой творческой группе выдается лист с рисунком портфеля. Участники игры в течение 1 минуты должны заполнить портфель вежливыми словами, которые начинаются на одну и ту же букву алфавита. Выигрывает команда, написавшая наибольшее количество слов.
3 этап «Какой я слушатель».
Вызываются 4-5 человек. Один остается в классе, четверо выходят из класса. Ведущий читает для всех детей небольшой текст из 6-7 предложений. Приглашается один из выходивших. Оставшийся в классе пересказывает ему прочитанный текст. Затем приглашенный пересказывает услышанное второму, тот третьему и так каждому из детей, которые по очереди заходят в класс. Как правило, текст, пересказанный последним участником, лишь отдаленно напоминает первоначальный. Учитель обобщает, что это наглядное подтверждение тому, как невнимательны бывают собеседники к словам друг друга.
4 этап «Подбери глагол по смыслу».
В-ль зачитывает поочередно для команд фразеологизмы. Необходимо немедленно дать ответ – назвать соответствующий их значению глагол.
1. Вставлять палки в колеса – (мешать).
2. Повесить нос – (приуныть).
3. Пускать пыль в глаза – (хвастаться).
4. Надуть губы – (обидеться).
5. Втирать очки – (обманывать).
6. Сделать из мухи слона – (преувеличивать).
7. Зуб на зуб не попадает – (мерзнуть).
8. Найти дорогу к сердцу – (понравиться).
5 этап «Что я чувствую».
Предлагается произнести слово «ДА» громко, тихо, кратко, растянуто, утвердительно, удивленно, восторженно, задумчиво, скорбно, нежно, иронично, злобно, разочарованно, торжествующе и в значении «нет».
Подведение итогов занятия – практикума.
|