МООУ «Санаторная школа-интернат № 2»
Урок – эксперимент
на тему «Разговор о правильном питании»
для учащихся 4-6 классов
Составила:
воспитатель 6 «Б» класса
Савочкина Д.В.
г. Магнитогорск, 2009
Урок – эксперимент «ЕСТЬ, чтобы ЖИТЬ? или ЖИТЬ, чтобы ЕСТЬ?»
(Разговор о правильном питании с учащимися 4 – 6 классов)
Цель: обобщить знания детей о правильном питании, режиме питания и о последствиях употребления «вредных» продуктов для детского здоровья.
Предварительная работа:
1. Дети готовят мини-сообщения по теме:
· «Фаст – фуд»;
· «Чипсы»;
· «Газированная вода».
2. Для эксперимента понадобятся:
· Чайник с накипью;
· Медная монета;
· Кетчуп;
· Газированная вода «Кока-кола»;
· Чипсы;
· Сухарики;
· Стакан;
· Сахар –рафинад;
· Кусочек свежего мяса;
· Уксусная кислота;
· Блендер для смешивания коктейля;
· В кабинете химии взять лакмусовые бумажки;
· Перчатки.
3. За пару дней до урока детям предлагается провести в домашних условиях совместно с родителями ряд экспериментов, чтобы подтвердить или опровергнуть следующие утверждения:
1) «Кока-колой» можно очистить чайник от накипи;
2) «Кока-колой» можно удалить ржавчину;
3) Свежая куриная печень полностью разлагается в растворе «Кока-колы» за 12-24 ч.
4) Медную монету можно почистить до блеска кетчупом.
ХОД УРОКА
Вводная часть. (слайд №1)
В-ль:
- Ребята, наш разговор начинается с вопроса: «Есть, чтобы ЖИТЬ, или ЖИТЬ, чтобы ЕСТЬ?», но не торопитесь отвечать сразу.
(слайд №2) Сначала мы поговорим о правильном питании, узнаем что такое «пищевой костер», «пищевая пирамида»; поговорим о вредных продуктах; послушаем ваши сообщения по этой теме.
Узнаем о результатах ваших домашних экспериментов, проведем пару экспериментов в классе. Еще я раскрою вам секрет как можно легко отказаться от употребления вредных продуктов и переедания при помощи своего воображения.
И в конце занятия каждый из вас ответит на вопрос: «Ради чего живу Я? Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?»
I часть.
В-ль:
-Сначала хочу вас спросить – из чего состоит наша пища? (отв)
-Знаете ли вы что такое Белки, Жиры и Углеводы (БЖУ)?(отв)
-А в каких продуктах содержатся БЖУ? (отв)
(Слайд №3)
-Перед вами пищевая пирамида. Давайте посмотрим, из чего она состоит:
1. Два нижних уровня составляют УГЛЕВОДЫ - это питательные вещества, которые составляют большую часть рациона питания и являются основным источником энергии для организма. Углеводы бывают сложными и простыми. Сложные углеводы - хлебобулочные изделия, злаки, крупы, крахмал. Много простых углеводов в сахаре, фруктах, овощах. Ежедневный рацион человека должен состоять примерно из 40 сложных углеводов и из 30-35% овощей и фруктов.
2. Третий уровень составляют БЕЛКИ – это сложные вещества, которые нужны организму человека для построения новых клеток, для работы мышц и для дыхания (именно белки разносят по всему телу кислород, который мы вдыхаем). Белки защищают наш организм от инфекции и помогают регулировать работу многих органов. Вот почему так важно, чтобы с пищей мы получали достаточное количество белка. Особое значение это имеет в период интенсивного роста человека. Белки бывают растительного и животного происхождения. Приведите примеры (отв).
3. Самый верхний уровень составляют ЖИРЫ. Они относятся к основным питательным веществам и являются обязательной частью нашего рационального питания. Жиры – источник длительной энергии. Совсем отказываться от жиров нельзя, так как существует витамины, которые растворяются и усваиваются только в жировой среде, они необходимы для хорошего зрения и для работы нервной системы.
(слайд № 4)
Итак, вы знаете, что энергию мы получаем из пищи. Чтобы понять, как организм получает эту энергию, познакомимся с понятием «пищевой костер».
- Давайте представим, что нам нужно разжечь костер, что для этого нужно?(отв. Чтобы быстрее разгорелся - щепки, бумага)
«Костер» - это пищевой процесс, роль щепок здесь выполняют простые углеводы, которые содержатся в овощах и фруктах, так как они быстро «разгораются», но и сгорают тоже быстро, поэтому если на завтрак мы съедим яблоко, то через час, полтора снова захотим кушать.
- Значит что нужно для нашего «костра» чтобы он не потух? (отв. –дрова)правильно, нам нужно «подкинуть дровишек» - т.е. поесть! Роль дров выполняют белки, жиры и сложные углеводы которые перевариваются и дольше насыщают наш организм.
Таким образом, мы пришли к выводу, что: (слайд №5)
- кушать нужно вовремя, примерно через 3,5 – 4 часа;
- перед едой желательно съесть овощной салат или фрукт;
- мясо обязательно должно присутствовать в нашем ежедневном рационе;
- злоупотреблять сладким и жирным нельзя!
II часть.
В-ль:
Сейчас предлагаю послушать сообщения ваших одноклассников на тему «Фаст – фуд». Чем опасна быстрая еда? (слайд № 6-10)
Дети обсуждают тему и увиденное на слайдах, педагог подводит детей к выводу о том, что быстрая еда, перекусы приводят к ожирению (слайд №10)
(слайд № 11 - 15)
В-ль: теперь давайте посмотрим «ТОП – 5 самых вредных продуктов»
Идет обсуждение каждого слайда. Информация взята из интернета и опубликована в прилагающейся брошюре питания.
В-ль:
- Ну, убедились, что эти продукты вредны для вашего организма? Да, они очень вкусные, потому что посыпаны приправой – усилителем вкуса – ГЛЮТАМАТОМ НАТРИЯ, который вызывает аппетит и заставляет нас переедать даже тогда, когда мы не голодны! И откладывать лишний запас энергии в ЖИР!
- В газированной воде вместо сахара используют подсластитель АСПАРТАМ, который соответствует 8 кускам сахара на 1 стакан! (детям наглядно можно показать – положить в стакан 8 кусочков сахара – рафинада для пущей убедительности, ведь невозможно выпить такой сладкий чай!)
(слайд № 16) Ну а теперь перейдем к практической части. Вам было предложено дома провести пару экспериментов с газированной водой, что у вас получилось? Расскажите! (слушаем детей с итогами домашнего эксперимента).
В-ль:
- Давайте прямо сейчас убедимся в этом: предлагаю почистить чайник от накипи газировкой и монету – кетчупом. (проводится эксперимент, который подтверждает наши вышеизложенные предположения)
Наши эксперименты доказывают, что в этих продуктах содержится большое количество кислоты. Опустив лакмусовую бумажку в кетчуп это можно доказать.
- А как вы знаете, любая кислота имеет свойство при долговременном контакте с желудком – разъедать ткани! (педагог капает на кусочек свежего мяса уксусную кислоту и показывает, что мясо белеет, что доказывает – кислота приводит к умерщвлению и разъеданию тканей).
- Сначала это грозит гастритом, потом язвой желудка, затем может перейти в рак и привести человека к смерти…
Если конечно он не начнет ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ!
-Ну а если вам сложно отказаться от порции чипсов и газировки, я предлагаю вам посмотреть и запомнить следующую картину: берем порцию чипсов, стакан кока-колы, выливаем это в блендер и смешиваем как коктейль. Затем наливаем эту «кашицу» в стакан. Предлагаем попробовать детям два варианта: чипсы и газировку и наш «коктейль». Наверняка они откажутся от второго! Вот и весь секрет – просто представьте то, что вы хотите съесть, как оно, смешиваясь, плавает в вашем желудке, и наверняка вам расхочется!
Вот и все!
(Слайд №17-18) подводим итоги нашей беседы. Предлагаем детям еще раз подумать и ответить для себя: Я ЕМ, чтобы ЖИТЬ, или ЖИВУ, чтобы ЕСТЬ?
При подготовке урока использованы:
· интернет – ресурсы,
· книги по здоровому питанию,
· программа «Разговор о правильном питании», «Формула правильного питания»
· личный опыт.
Желаю Вам здоровья!
|